Сайт студентов медиков
Поиск по сайту

Шпаргалка
Экзаменационные билеты по гигиене

Скачать шпаргалку [46,1 Кб]   Информация о работе

Б №34 1 Тр-я к Орг-Л св-вам П.воды при ЦВСн.

Пок-ль

ЕИ

Не более

Запах

Баллы

2

Привкус

Баллы

2

Цветность

Градусы

20-35

Мутность

ЕМФ,(мг/л)1

1,5-2

Озон(ост) +

мг/л

0,3

Полифосфаты+

мг/л

3,5

Хлор+

мг/л

0,3-0,5(своб)

0,8-1,2(связ)

Железо+

мг/л

0,3-1,0

Марганец+

мг/л

0,1-0,5

Медь+

мг/л

1,0

Хлориды+

мг/л

350

+ влияют на ОЛ св-ва ПВ. 1 - Ед. Мутн. по Формазину (по коалину).

Не допускается наличие видимой невооружённым глазом плёнки и организмов. СанПиН 2.1.4.559-96 «ПВ. Г тр-я к кач-ву В ЦСисПВСн».

2 Сан. охрана атм. воздуха.

Выд. 4 гр. мер-й по охране чистоты воздуха:

1. сан-технол.: герметизация техн.пр., замена вред. в-в безвред. или менее вред., замена прер. пр-са на непрер., очистка сырья от вред. примесей ( уд. серы от топлива), замена сух. способов обработки пылящ. мат-ов.

2. Сан-технич. создание фильтров, очистных сооруж.:1) сух. мех. пылеуловители ( циклон, мультициклон), предназ. для задержки круп. частиц. 2) ап. фильтрации. Выбросы проходят ч/з фильтры из ткани или керамики. 3) электростатю. фильтры. Выбросы прох. ч/з сист. электродов с выс. напряжением. 4) ап. мокрой очистки - скубберы. Выбросы проп. ч/з спец. р-ры.

3. планиров. Зонирование тер-рии городов: пром. зоны, жилая зона (селитебная), з-а внеш. тр-та (ЖДВ. аэропорт), коммунально-складская, зелёная з-а, пригородная. Создание сан-защ. з-ны м/у пром. и селитеб-й. Ширина опр. степ. вредоностности пром. предприятий. 1) предприятия 1 кл.( не менее1000), 2) пред. 2 кл. - не менее500, пред. 3 кл. - 300 м , пред.4 кл. - 200 м., предпр.5 кл.- 50 м.

4. законодат. Разработка ПДК. ПДК вред. в-ва - это такая его конц-я. кот. при возд. в теч. опр. времени ( 30 мин. суток. месяца или года) на орг. чел. не выз. каких-либо пат. изменений или заб-й у чел. или его потомства, обнар-ых соврем. методами исслед., а также не снижает работосп-ти и не ухудшает самочувствия.

3 Г класс-я пром. Пыли, её св-ва и значение.

Пыль-физическое состояние в-ва(раздробленность).Кла ссифик-я:

1)По характеру в-ва : органическая(животная,рас тит,искусств),неорганич(м инеры,МЕ,смиешанная).

2)По способу образования: мех, литейные, Ф/Х в результате конденсацииМЕ

3)По размеру частиц: ультрамикроскопическая(&l t;0.25микронов); микроскопическая(<0,25 -10);Видимая(>10).

4)По диспертности (пыль,дым).

5)по био действию:1-высокотоксичны е;2-раздраж;3-фиброгенное ;4-канцерогеное;5-аллерге ное.

Ф/хим св-ва: -дисперстность степень измельчения,влияет на длительность пребывания в водухе взвешеннх частиц,на попадание в ОД,на патогенность.Чаще полидисперсная.

-Форма частиц:влияет на процесс осыждения(неправельной формы легче оседают в леглих). –Эл.заряд: величина его зависит от интенсивности процесса дробления, разноименные ч-цы коагулируют,лутше оседают. –состав:(х/стр.) определяют:фиброгенность, аллергию, раздрожимость, канцерогенность. –Растворимость: высокотоксичная пыльÊрасворимость&E circ; >всасывание.

4 Орг-я ВСн войск в полевых условиях.

Санитарно-гигиенический контроль за водоснабжением имеет целью обеспечение доброкачественности воды, предназначенной для питья, приготовления пищи, бытовых надобностей, и предупреждение появления или распространения среди личного состава заболеваний, связанных с дефектами водоснабжения.

Б №33 1Компл. Влияние метеоф-в на орг-м чел-а. Темпер, влажн, подвижн возд и лучистое тепло. Эти метеф-ры оказ на чел одомом и комплексн возд-ие, след-о и изучать их комплексно.

Методы: субьективн (расчетные) и обьективные (физиологические).

Физ м-ды позвол-т опред р-ии различн функц сист орг:

1.опред средневзвеш темп кожи. (электротермометр) – 15-18 точе на теле чел.Долю пов приходящийся на кажд сегмент тела умнож на темп кожи.Эти пок-ли склад-т.В комфортн м\клим усл средневзвеш темпер =33-35гр.

2.разница тепл сост чел – путем сравнения темпер кожи лба и кисти с тыльн пов. В услов теплов комфорта у здор чел лоб=32.5 кисть=29-30гр.т.е. разница в норме 3-4 гр.Если больше 6гр, то холодно. Если меньше 2.2, то жарко. Если меньше 1.5, то очень жарко.

3.инт-ть влагопотерь. В норме 40-60 грамм\час. Умеренный перегрев 150-400. Сильн перегрев более 450 (до 1 л пота в час).Д\оценки исп-т м-д чув-ти гальванометра. Косвенно-кусочки фильтр бумаги\тк (масса до и после экспозиции).

Субьективн методы- опросники в 7-и бальной шкале (1-очень холодно,2- холодно, 3-прохладно, 4-хорошо, 5-тепло, 6-жарко, 7-очень жаркоя)

Комплексн пок-ли м раздел-ть на 2 гр:

1 пок-ли использ при высок и умерен темпер-х воздуха (эффективно-эквивалентин температура, результирующая темпер, влажная шаровая темп, предсказываемая 4-х часовая инт-ть потоотд-ия, индекс теплового стресса)

2 пок исп-е при низ темпер возд (интегральгая тампер, индекс ветроохлажд, индекс суровости погоды)

2 №22

3 Характер воздействия пром.пыли на орг. рабочих.

Пыль по биол. действию ведет к разв-ю О и Хр проф.заболеваний (пневмокониозов), с большим кол-вом нозологических форм. Но все виды пыли вызывают в легких одинаковые изменения. Действие ныли:

1) пылъðв легкиеðр-ия в видефагоцитозаðпролиф ерациякл.ðмиогоядерны екл-киðразрастание соед.тк.ð склерозлегких

2) теория растворимости: пыльð растворение в тканевой жидкостиðпереходвколл оидðденатурация белкаðразвит. соед .тк.ðсклероз (фнброз)

Формы заболевания на примере силикоза:

1 узелковая (много)

2.диффузно-склеротическая (хр.межуточный процесс)

3.смешанная

4.опухолевидная

Клиника — зависит от качеств и количества пылевых частиц: ведущее место-фиброз Л.

Силикоз развивается годами, по может и бурно(в

крайне неблагоприятных условиях труда).

Нарушения со стороны ДС: атрофия слизистой

В-дых.путей-нарушение носового дыхания,

одышка(сначала при нагрузке), боли в груди -

скованность, кашель, ССС-увеличение нагрузкиð

расстр-воðдекомпенсац ия.

4 Охрана здоровья ЛС, обслуживающего Рак вооружение ВМФ.

Б№31 1 Методы улучшения кач-ва ПВ- Осн и Спец.

2 Г требования к рац. питанию населения. Нормы.

3 Понятие об ЕФ И радиации.

4 Правила ухода за корабельной системой ВСн.

Б№30 1Микотоксикозы.

2 Значение молока…

3 Сан. треб. к мытью посуды и содержание помещений предприятий ОПит.

4 Орг-я ВСн войск в полевых условиях.

Санитарно-гигиенический контроль за водоснабжением имеет целью обеспечение доброкачественностиводы,п редназначенной для питья, приготовления пищи, бытовых надобностей, и предупреждение появления или распространения среди личного состава заболеваний, связанных с дефектами водоснабжения.

Б№29 1 Сан. охрана атм. воздуха.

Выд. 4 гр. мер-й по охране чистоты воздуха:

1. сан-технол.: герметизация техн.пр., замена вред. в-в безвред. или менее вред., замена прер. пр-са на непрер., очистка сырья от вред. примесей ( уд. серы от топлива), замена сух. способов обработки пылящ. мат-ов.

2. Сан-технич. создание фильтров, очистных сооруж.:1) сух. мех. пылеуловители ( циклон, мультициклон), предназ. для задержки круп. частиц. 2) ап. фильтрации. Выбросы проходят ч/з фильтры из ткани или керамики. 3) электростатю. фильтры. Выбросы прох. ч/з сист. электродов с выс. напряжением. 4) ап. мокрой очистки - скубберы. Выбросы проп. ч/з спец. р-ры.

3. планиров. Зонирование тер-рии городов: пром. зоны, жилая зона (селитебная), з-а внеш. тр-та (ЖДВ. аэропорт), коммунально-складская, зелёная з-а, пригородная. Создание сан-защ. з-ны м/у пром. и селитеб-й. Ширина опр. степ. вредоностности пром. предприятий. 1) предприятия 1 кл.( не менее1000), 2) пред. 2 кл. - не менее500, пред. 3 кл. - 300 м , пред.4 кл. - 200 м., предпр.5 кл.- 50 м.

4. законодат. Разработка ПДК. ПДК вред. в-ва - это такая его конц-я. кот. при возд. в теч. опр. времени ( 30 мин. суток. месяца или года) на орг. чел. не выз. каких-либо пат. изменений или заб-й у чел. или его потомства, обнар-ых соврем. методами исслед., а также не снижает работосп-ти и не ухудшает самочувствия.

2 Г треб-я к разм-ю и застройке больничного комплекса. Типы больниц.

3 Понятие опрямом и непрямом действии ИИ на биообъекты. Этапы рад-го пораж-я к-ки.

4 Правила выбора и оценка кач-ва источников ВСн.

Б№27 1 Методы консервирования ПищПрод. Г оценка их.

2 Отр-е пестицидами, их профилактика.

3 Г треб-я к орг-ии уч. процесса.

4 Мед Контроль за кач-вом воды в процессе хранения в питьевых цистернах НК. Нормы Водопотребления на НК и ПЛ.

Б№25 1 Гигиена как наука, задачи, методы. Гигиена-основа проф. Мед. явл-ся мед. наукойизуч-ейвлияние на здор. людей физ, хим, биол и соц ф-ров внеш. ср. и разрабат меропр по предупр и устранен неблаг возд ф-ов на орг и вместе с тем исп-ие «+» их влиян д\укрепл здор.

Задачи: 1.изучение природ и иск ф-ров внеш ср, соц условий, оказ влиян на здор чел. 2.изуч-ет закономр-ти влиян ф-ров внеш ср и соц условий на орг-м чел или популяц. 3.научнное обоснов и разработка ГН, правил и мер по макс-у использ-ю всех «+» вл-х на орг чел ф-ров и устран-ю или ограничен до безопасн ур-ей «-» д-х ф-ров. 4.внедр в пркт здравоохр, в нар хоз разработ-х гиг рекоменд, правил и ГН. Проверка эффект-ти их д-ия. 5.прогнозир сан ситуац на ближ-ю и отдал-ю перспективу, во избежание ухудш экол обстан.

Методы:

Эпид м-од. – сов-ть методик изучения здор насел под вл-ем различн ген-х, возр-х, эндоген (эндокрин-х), экзоген (соц, эк, быт) и техноген ф-ров.С его пом изуч здор гр людей.

Способы

А. Сен статист: 1.пок-ль забол-ть (бощ, инфекц, неинфекц, госпитал забол)

2.демографич пок-ли (смертн, мертворожд, рожд)

3.по физ р-ию (дл тела, год-ая прибав в весе, сроки смены зубов)

4.по инвал-ти (инв-ть,инвал-ия)

! эта оценка провод по ср обл-м пок-ям – выявл хр бол

Б. Мед обслед попул-и: стец гр врачей разного профиля осматр и обслед гр насел-ия, еот подверж возд того\иного вредн ф-ра.

В. Клинич наблюд-е : углубл клинич, инструм, л\исслед, вр контроль в стац за гр людей.

для получ нов информ в доп к уже им-ся и для выявл д-ия к-л ф-ра.

Г.Натур экспер среди насел: комплексн изуч гр люд подверж остр\хр возд к-л ф-ра или гр ф-ров. Путем получ свед из уч-отч док-ии, осмотров, госпитал части житерей д\клинич набл.

2 Утомление.Утомление-состо яние,сопровождающееся чувством устало­сти, снижением работоспособности, вызванное интенсивной пли длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количе­ственных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха. утомление — це­лостный процесс, в биологической сущности которого существен­ное значение имеет корковая защитная реакция, проявляющаяся в физиологических механизмах ограничения работоспособности. Физиологическая картина физического и умственного утомле­ния сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так, при тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, и, наоборот, при умственном утомлении падает мышечная работоспособность. Принято считать, что эти явления обусловлены иррадиацией торможения из наиболее утом­ленных центров на соседние. При умственной деятельности по­стоянно наблюдаются элементы мышечного утомления: длитель­ное пребывание в определенной позе приводит к значительному утомлению соответствующих звеньев двигательного аппарата.

При умственной, как нередко и при физической работе, на­блюдается значительное эмоциональное напряжение, сопровожда­ющееся различными реакциями вегетативной нервной системы.

При умственном утомлении отмечены более выраженные функциональные сдвиги со стороны ЦНС, высшей нервной дея­тельности, анализаторов и психической деятельности. Отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабля­ется точность и координированность движений.

Возобновление работы на фоне медленно развивающегося утомления приводит к тому, что сохранившиеся следы утомления накапливаются. Утомление переходит в переутомление. При пере­утомлении отмечаются головная боль, чувство тяжести в голове, вялость, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушения сна. Эргономика занимается решением прикладных вопросов физиологии труда: рационализацией трудовых процессов и рабочих мест, направленной на при­способление их к возможностям человека с учетом его анатомо-физиологических и психологических особенностей, что имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и повышения работоспо­собности.

Техническая эстетика имеет два основных вида применения: цветовое оформление производст­венных помещений и оборудования и художествен­ное конструирование оборудования, т.е. создание оборудования красивой и рациональной формы, обеспечивающей удобства эксплуатации.

Техническая (или производственная) эстетика за­нимается вопросами выбора и применения оптималь­ных цветов для производственных помещений и обо­рудования, т.е. созданием цветового климата. В основ­ном это группа цветов, имеющих малую насыщенность и сравнительно большой коэффициент отражения.

Цветовое оформление производственных объек­тов должно быть различным в зависимости от харак­тера выполняемой работы. Так, например,"холод­ные& quot; цветовые тона (зеленые, зелено-голубые), по­нижающие напряжение зрения и действующие успо­каивающе, рекомендуют применять при выполнении умственной и физической работы, требующей боль­шой сосредоточенности.

Мероприятия технической эстетики повышают ра­ботоспособность человека не только путем создания у него хорошего настроения (положительных эмоций), но и благодаря воздействию на функции сердечно­сосудистой и центральной нервной системы. Грамотно и рационально выполненное цветовое оформле­ние дает большой производственный и экономичес­кий эффект. Функциональная окраска производственных помещений и оборудования повышает произво­дительность труда.

Инженерная психология изучает связи кон­струкций пультов управления с особенностями вос­приятия и переработки информации операторами.

Целью инженерной психологии является проектирование и конструирование пультов управления с уче­том пропускной способности анализаторных систем человека (зрительной, слуховой и др.) с тем, чтобы поток поступающих сигналов не превышал психофи­зиологических возможностей человека.

Связи оператора с машиной осуществляются пу­тем восприятия информации, передачи ее в ЦНС, пере­работки, принятия решения, передачи исполнитель­ным органам и выполнения. Этот последний этап осу­ществляется путем воздействия на органы управле­ния машины.

Научная организация труда. В настоящее время на всех крупных промышленных предприятиях суще­ствует служба научной организации труда (НОТ), за­нимающаяся разработкой и внедрением мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса. Эта деятельность должна основываться на достижени­ях науки, в том числе гигиены и физиологии труда, а также на передовом опыте, что позволит наилучшим образом организовать технику и людей в едином про­изводственном процессе, обеспечивающем наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительнос­ти труда. Внедрение гигиенических мероприятий сис­темой НОТ способствует улучшению условий труда, сохранению здоровья человека.

3 Г треб-я к размещению ЛС на НК и ПЛ. принципы расчёта миним. площади на 1 чел-а.

4группа«В». B1(тиамин)Дети:0,5-1,7мг, Взрослые:1,5-2мг

· Входит в состав многих ферментов углеводного обмена

· Кофермент декарбоксилаз кетокислот

· Кофермент транскетолазы

· Участвует в регуляции функции ЖКТ (моторной, секреторной, всасывательной)

· Поддерживает нормальное функционирование нейронов

· Обладает антистрессорным эффектом

Применяют при его недостаточности, при невритах, невралгиях, парезах, радикулитах, при ряде кожных заболеваний, при патологических состояниях ЖКТ, ССС

ГипоВит.:

Стадия прегиповитаминоза:

· Общая слабость, быстрая утомляемость

· Головная боль

· Одышка и сердцебиение при физической нагрузке

Стадия гипо-/авитаминоза:

· Сухая форма бери-бери (периферическая полиневропатия)

· Цебральная форма бери-бери (синдром Вернике-Корсакова, геморрагический полиэнфалит)

· Сердечно-сосудистая (влажная) форма бери-бери (гипо- и гипердинамичекая разновидности) – сердечная недостаточность, тахикардия, дилатация сердца, отеки)

· Дистрофические поражения ЖКТ

· Нарушение зрения

· Психические расстройства

Продукты: Молоко, Дрожжи, Зёрна злаков, Бобовые, Отруби пшеницы, овса, риса, Греча

B2(рибофлавин) Дети: 0,6-2,3мг,Взрослые:1,5-2м г

· Кофермент дегидрогеназ и оксидаз (участвуют в ОВ процессах)

· Обеспечивает окисление молочной кислоты в пировиноградную

· Способствует усвоению жиров в организме

· Обеспечивает зрительную функцию

· Способствует регенерации эритроидного ростка

· Поддерживает нормальное состояние кожи, волос, ногтей

Применяют при его недостаточности, при конъюнктивитах, иритах, ряде кожных и инфекционных заболеваний, лучевой болезни.

ГипоВит:

Стадия прегиповитаминоза:

· Неспецифические нарушения общего состояния

Стадия гипо-/авитаминоза:

· Ангулярный хейлит

· Глоссит

· Поражения кожи (эритема, шелушение, себорея)

· Конъюнктивит и кератит

· Амблиопия алиментарного происхождения

· Нарушения НС (парестезии, атаксия)

· Гипохромная анемия

· Аномалии развития скелета плода (у беременных)

Продукты: Печень, Почки животных, Яйца, Молоко, Сыр, Дрожжи, Зерновые злаки, Горох

B6(пиридоксин) Дети: 0,5-2мг,Взрослые:2-2,5мг

· Кофермент для ферментов дезаминирования, трансаминирования, декарбоксилирования АК

· Участвует в обмене ТРИ, МЕТ, ГЛУ, гистамина

· Участвует в жировом обмене

· Участвует в кроветворении (в синтезе предшественников гемма – дельта-аминолевуленовой кислоты)

· Регулирует функцию ЦНС

· Предохраняет печень от жировой инфильтрации

· Поддержание нормального состояния кожи

· Предупреждает заболевания десен и зубов

· Снижает концентрацию гомоцистеина в крови

· Снижает риск развития сердечно-сосудистой патологии

Применяют при его недостточности на фонеприемагидразидовизони котиновой кислоты, антибиотиов, при большой физической нагрузке, при токсикозе беременности, при лечении паркинсонизма, невритов, радикулитов, лучевой болезни, гепатитов, ряда кожных заболеваний.

ГипоВит:

Стадия прегиповитаминоза:

· Неспецифические изменения (слабость, утомляемость, заторможенность, бессонница)

Стадия гипо-/авитаминоза:

· Себорейный дерматоз лица, головы шеи

· Стоматит,

· Глоссит, хейлоз

· Периферические полиневропатии

· Судороги (у грудных детей)

· Нормобластная гипохромная анемия

· Лимфопения

ГиперВит:

· Прогрессирующая потеря глубокой проприоцептивной и вибрационной чувствительности нижних конечностей

· Атаксия

· Дебильность

· Судороги

· Сидеробластная анемия

Продукты: Зёрна злаков, Бобовые культуры, Бананы, Мясо, Рыба, Печень, Почки животных, Дрожжи, Синтезируется микрофлорой кишечника

B12(цианокобаламин) 1-2мкг

· Кофермент трансметилирования

· Ресинтез МЕТ

· Образование ТГФК

· Необходим для кроветворения, образования эпителияльных клеток, роста, регенерации

· Участвует в образовании миелина

· Активирует свертывающую систему крови

· Поддержание нормального функционирования ЦНС

· Стимулирует углеводный и жировой обмен

Применяют при его недостаточности, лечении анемий.

ГипоВит:

· Врождённый:

· Мегалобластная анемия

· Метилмалонатацидемия

· Приобретённый:

· Болезнь Аддисона-Бирмера

· Нарушения функций ЖКТ (ахилия, гипотрофия слизистых, гипотрофия сосочков языка)

· Дегенеративные процессы в спинном мозге

· Психические расстройства

· Снижение неспецифических факторов защиты

ГиперВит:

Иногда вызывает повышение свертываемости крови.

Продукты: Печень, Почки животных.

PP5,никотиноваякислота) 15-20мг

· Кофермент (НАД и НАДФ) для дегидрогеназ

· Участвует в реакциях окисления АК, углеводов, липидов

· Обладает сосудорасширяющим действием

· Повышает общую кислотность и содержание свободной соляной кислоты в желудке

· Протективное действие на поджелудочную железу

· Снижает уровень холестерина в крови

Применяют при пеллагре, заболеваниях печени, гастритах с пониженной кислотностью, кожных заболеваниях, при сосудистых спазмах, а также в качестве гиполипидемического средства.

ГипоВит:

· Пеллагра:

· диарея

· дерматит

· деменция

· глоссит

· гастрит и т.д.

· Анорексия

· Жжение во рту, слюнотечение

· Головная боль

· Похудание

ГиперВит:

· Гиперемия лица и ощущение жара

· Аллергическая реакция

· жировая дистрофия печени при длительном применении

Продукты: Почки животных.

В9(Фолиевая кислота) 0,2-,04мг

· Участие в обмене НК и белка особенно в кроветворных клетках

· Непосредственно регулирует синтез МЕТ, пуринов

· Косвенно регулирует синтез пиримидинов и трансформацию ряда АК

· Стимудирует эритро- и лейкопоэз, предупреждает фолиево-дефицитную анемию

· Предотвращение дефектов нервной трубки плода на ранних сроках развития беременности

· Источник образования холиновой кислоты

· Обладает липотропным действием, снижает риск развития сердечно-сосудистой патологии

Применяют при макроцитарной, мегалобластических анемиях у детей и беременных, при спру и т.д.

ГипоВит:

· Мегалобластная анемия

· Лейкопения

· Тромбоцитопения

· Снижение иммунных реакций

· Снижение фагоцитарной активности гранулоцитов

· Снижение противовирусного иммунитета

· Поражении ЖКТ (глоссит, стоматит, язвенный гастрит, энтерит)

· Кровотечения из слизистой полости носа, рта, кишечника

· Диарея

ГиперВит:

· Иммунодепрессия

· Бессонница

· Нарушение всасывания цинка

Продукты: Печень, Свежие овощи, Почки, Яйца, Сыр, Синтезируется микрофлорой кишечника.

Б№23 1 Влажность воздуха, её Г значение. Влажность возд-кол водяных паров. Абсол вл - кол вод паров в 1 м кв при данной темпер. Максим вл-кол вод паров кот м насытить до предела 1 м кв возд при данной темпер. Относит вл - отношение А.В. к М.В. выражен в %. Дефицит насыщения-разность м\д М.В. и А.В. Точка Россы-темпер при кот велич А.В.=М.В. Вл возд опред психрометрами и гигрометрами. В динамике изменений вл использ гигрограф.

Психр-ы показ темпер сух и влажн термометров, опред А.В. Сущ-т 2 вида П: стационарный (Августа), аспирационный (Ассмана). Принцип д-ия:опред показ-й 2 термометров ,один из кот увлажнен. Влага, испаряясь с различн скоростью в завис от вл и скор движ возд, отнимает тепло от термометра, поетому пок влажн термометра будут ниже, чем у сухого.На основании пок=й 2 тер-в вычисл-т О.В. воздуха расчетным методом и по таблицам.

Гигрограф : суточный и недельный.Восприним-ая часть сост из пучка обезжирен чел волос, натянутых на раму и закреплен с обоих концов. При измен ст насыщ возд водян парами ув\ум длина пучка волос.Эти колебания с пом передаточного мех-ма выз-т прермещ-ие стрелки с пером по диаграмнойленте. Но показания периодически необх проверять по П.

Гигрометры: показ непосред относит вл возд. Г.волосяной (изменение длины 1 волоса передается стрелке, кот, премещ по шкале ук О.В. в %).Г. психометрический ВИТ сост из 2 термометров со шкалой и психометр таблицы.М-д основан на учете разницы м\д пок-ми сух и увлажн терм. Далее по псх-м таблицам.

2 Углеводы. Биологическая роль

1. Углеводы являются хорошим энергетическим материалом.

2. Пластическая функция входят в состав некоторых тканей и жидкостей организма.

3. Регуляторная функция- онипротиводействуютакопле ниюкетоно­вых тел при окислении жиров (при нарушении обмена углеводов(сахарный диабет) развиваетсяацидоз).

4. Углеводы придают пище ощущение сладкого вкуса, тонизируют ЦНС.

5. Углеводы обладают биологической активнос­тью (гепарин предотвращает свертывание крови в сосудах, гиалуроновая кислота препятствует проникно­вению бактерий через клеточную оболочку).

6. Роль углеводов в защитных реакциях (особенно в печени): глюкурочовая кислота соединяется с токсическими веществами, образуя нетоксические сложные эфиры, растворимые в воде (удаляются с мочой).

Углеводы пищевых продуктов делятся на простые и сложные.

К простым углеводам относятся моносахариды (глюкоза, фруктоза) и дисахариды (сахароза,лакто­за,мальто за). К сложным углеводам относятся поли­сахариды (крахмал, гликоген, пектиновыевещества, клетчатка).

Простые сахара очень быстро всасываются и быс­тро сгорают, освобождая энергию. Это свойство с ус­пехом используют спортсмены, чтобы поддержать вы­сокую, но кратковременную работоспособность (на­пример, при беге на короткие дистанции).

Биологическая роль моносахаридов.

Глюкоза- важнейшая структурная единица, из которой построены полисахариды (крахмал, гликоген, клетчатка). Глюкоза входит в состав дисахаридов- сахарозы, лактозы, мальтозы. Она быстро всасывает­ся в кровь и при больших физических нагрузках ис­пользуется как источник энергии. Глюкоза участвует в образовании гликогена, питании тканей мозга, рабо­тающих мышц (особенно сердечной мышцы). Глюко­за легко превращается в жиры в организме, особенно при ее избыточном поступлении с пищей.

Источники глюкозы: фрукты и ягоды (виноград, хурма, бананы, яблоки, персики и т.д.), а также пче­линый мед, где глюкозы содержится до 37%.

Фруктоза обладает теми же свойствами, что и глюкоза, но она медленнее усваивается в кишечнике и, поступая в кровь, быстро ее покидает, не вызывая перенасыщения крови сахаром. Это свойство фрук­тозы используется при заболевании сахарным диабе­том. Фруктоза значительно быстрее, чем глюкоза, превращается в гликоген. Отмечается ее лучшая пере­носимость по сравнению с другими сахарами. Фрук­тоза почти в 2 раза слаще сахарозы, в 3 раза слаще глюкозы.

Источники фруктозы: фрукты и ягоды (хурма, ба­наны, виноград, яблоки, груши, черная смородина, персики, малина, арбузы, дыня), пчелиный мед. В ар­бузе, дыне, яблоке, груше, черной смородине фрук­тоза преобладает над глюкозой.

Биологическая роль дисахаридов.

Сахароза в желудочно-кишечном тракте распа­дается на глюкозу и фруктозу. Сахароза - наиболее распространенный сахар. Источники сахарозы: сахар­ная свекла (14-18%) и сахарный тростник (10-15%). Содержание сахарозы: в сахарном песке - 99,75%, в сахаре-рафинаде - 99,9%.

Сахароза обладает способностью превращаться в жир. Избыточное поступление этого углевода в пищевом рационе вызывает нарушение жирового и хо­лестеринового обмена в организме человека, оказы­вает отрицательное воздействиенасостояние и функ­цию кишечной микрофлоры, повышая удельный вес гнилостной микрофлоры, усиливая интенсивность гнилостных процессов в кишечнике, приводит к раз­витию метеоризма кишечника. Избыточное количест­во сахарозы в питании детей приводит к развитиюкариесазубов.

Лактоза - углевод животного происхождения. При гидролизе расщепляется наглюкозуигалакто­зу. Гидролиз протекает медленно, ограничивая про­цесс брожения, что имеет большоезначение впита­нии детей грудного возраста. Поступление лактозы в организм способствует развитиюмолочнокислыхбак­ терий, подавляющих развитие гнилостных микроор­ганизмов. Лактоза в наименьшей степени использу­ется для жирообразования и при избытке не повыша­ет содержание холестерина в крови. Источниклакто­зы:молоко и молочные продукты, в которых содер­жание этого дисахарида может достигать 4-6%.

Биологическая роль полисахаридов.

Крахмал. На его долю в пищевом рационе прихо­дится около 80% общего количества потребляемых углеводов. Крахмал в организме человека является основным источником глюкозы. Крахмал составляет основную часть углеводов хлеба и хлебобулочных изделий, муки, различных круп, картофеля.

Гликоген является резервным углеводом живот­ных тканей. Избыток углеводов, поступающих с пи­щей, превращается в гликоген, который откладыва­ется в печени, образуя депо углеводов, используемых для различных физиологических функций — важная роль в регуляции уровня сахара в крови. Общее со­держание гликогена около 500 г. Если углеводы с пищей не поступают, то запасы его исчерпываются через 12-18 часов. В связи с истощением резервов углеводов усиливаются процессы окисления жирных кислот. Обеднение печени гликогеном ведет к возник­новению жировой инфильтрации, а далее- к жиро­вой дистрофии печени.

Источники гликогена: печень, мясо, рыба.

Пектиновые вещества. Различают пектины и протопектины.

Протопектин- соединение пектина с целлюло­зой. Он содержится в клеточных стенках растений, в воде нерастворим. Жесткость незрелых плодовобъ­ясняетсязначите льным содержанием в них протопек­тина. В процессе созревания протопектин расщепля­ется и плоды становятся мягкими, одновременно они обогащаются пектином.

Пектин является составной частью клеточного сока и отличается хорошей усвояемостью. Пектино­вые вещества обладают свойством тормозить деятель­ность гнилостной микрофлоры кишечника. Пектин используется в лечебно-профилактическом питании для лиц, работающих со свинцом и другими токсичес­кими веществами.

Пектиновые вещества содержатся в абрикосах, апельсинах, вишне, сливе, яблоках, груше, айве, тык­ве, моркови, редисе.

Клетчатка (целлюлоза) образует оболочки кле­ток и является опорным веществом. Важная роль клет­чатки в качестве стимулятора перистальтики кишеч­ника, адсорбента стеринов, в том числе холестерина, препятствует обратному их всасыванию и выведению из организма. Клетчатка играет роль в нормализации состава микрофлоры кишечника, в уменьшении гнилостных процессов, препятствует всасыванию ядови­тых веществ.

Клетчатка содержится: в картофеле (1 %), плодах и фруктах (0,5-1,3%), овощах (0,7-2,8%), гречневой крупе (2%).

Потребность углеводов в среднем равна 400-500 г/сутки, что составляет по отношению к белкам и жирам 1:1:4(для детей) и 1:1,25:5 (для взрослых). При этом в общем количестве углеводов на крахмал должно приходиться 350-400 г, на моно- и дисахари-ды — 50-100 г, на пищевые балластные вещества (цел­люлозу и пектиновые вещества) -25 г.

Неумеренное потребление сахара способствует развитию кариеса зубов, нарушению нормального соотношения возбудительных и тормозных процессов в НС, поддерживает воспалительные процессы, спо­собствует аллергизации организма.

Необходимо ограничивать углеводы при следую­щих заболеваниях: сахарном диабете; ожирении;аллергиях,заболе ваниях кожи; воспалительных процессах.

3 Вредные примеси в воздухе корабельных помещений.

4 Г треб-я к палате платной секции.

Б№15 1 Правила выбора и оценкакач-ваисточниковВСн .

2 Г треб-я к транспортировке и хранению продуктов питания. Сроки реализации.

3 Открытые источники ИИ. Принципы защиты при работе на них. Открытыми называются такие источники ионизирую­щих излучений, при использовании которых возможно попадание радиоактивных веществ в окружающую сре­ду. При этом может быть не только внешнее, но и допол­нительное внутреннее облучение персонала. Это может произойти при поступлении радиоактивных изотопов в окружающую рабочую среду в виде газов, аэрозолей, а также в виде твердых и жидких радиоактивных отхо­дов. Технологические процессы и операции, связанные с возможностью образованиярадиоактивныха эрозолей, часто имеют ведущее значение.

Все объекты, которые представляют собой потенци­альную опасность загрязнения радиоактивными вещест­вами рабочей среда, можно условно разделить на две группы:

К первой из них относятся многочисленные ла­боратории, учреждения и предприятия, где использова­ние радиоактивных веществ в открытом виде предусмот­рено самой технологией производства. Так, например, в медицинских учреждениях открытые источники широ­ко применяются для лечения и диагностики ряда забо­леваний.

Ко второй группе относятся такие объекты, на кото­рых радиоактивные вещества в открытом виде образу­ются как неизбежные, а в отдельных случаях и как по­бочные нежелательные продукты технологического про­цесса. Это- рудники по добыче радиоактивных руд и заводы по их переработке, атомные электростанции.

Выделяются 4 группы радиотоксичности:

группа А элементы с особо высокой радиотоксич­ностью. К этой группе относятся изотопы, допустимая активность которых на рабочем месте соответствует 3,7•103Бк (0,1 мкКи);

группа Б - элементы с высокой радиотоксичностью. К этой группе относятся изотопы, допустимая активность которых на рабочем месте соответствует 3,7•104 Бк (1 мкКи);

группа В - элементы со средней" радиоактивностью. К этой группе относятся изотопы, допустимая активность которых на рабочем месте соответствует 3,7•105 Бк (З0мкКи);

группа Г элементы с малой радиотоксичностью. К этой группе относятся изотопы, для которых допустимая ак­тивность на рабочем месте 3,7•106 Бк, или 3,7 МБк (100 мкКи).

К мерам защиты при работе с источниками ио­низирующих излученийвоткрытомвиде относятся:

1. Организационные мероприятия -органи­зация трех классов работ в зависимости от группы ра­диационной опасности радионуклида при внутреннем облучении и активности нуклида на рабочем месте.

Самые строгие требования предъявляются к работам по первому классу.

2. Планировочные мероприятия - работы по первому классу могут проводиться в специальных изо­лированных корпусах, имеющих 3-зональную плани­ровку с обязательными санпропускником и шлюзом; работы по второму классу могут проводиться в изо­лированной части здания, а по третьему классу — в отдельных помещениях, имеющих вытяжной шкаф, т.е. в обычных химических лабораториях.

3. Герметизация оборудования и зон, что до­стигается правильным санитарно-техническим обустройством лабораторий и рабочих мест, систем вен­тиляции, водоснабжения и канализации.

4. Использование несорбирующих материалов для отделки пола, стен, потолка, оборудования.

5. Использование средств индивидуальной за­щиты (СИЗ) - халатов, перчаток, бахил, нарукавников, щитков, респираторов, пневмокостюмов.

6. Строгое соблюдение правил личной гигие­ны или так называемой "радиационной асептики" - запрещение хранения на рабочем месте пищевых про­дуктов и напитков, запрещение курения, применения косметики, соблюдение правил одевания и снятия (на­пример, перчаток), своевременная и правильная до­зиметрия и деконтаминация (дезактивация) загряз­ненных средств индивидуальной защиты и аппара­туры.

4 Сан. надзор за доставкой пищ прод на НК

Б№14 1 Г треб-я к И и Е овещению. Видимое излучение даёт 90% информации об окруж. среде. Осн треб-е – создание достаточного ур-я освещ-ти в помещении и достаточной освещ-ти(яркости) рассматриваемых предметов. Естесв освещ помещений зависит от общих климат усл местности, ст прозр-ти атмосферы, отраж-ей способн окр ср, расст м\д зданиями, высоты их и близости зел насаждений, окраски потолка пола стен имебели всамом помещении, качество и чистота стекол, затененность окон шторами, нал высоких цветов и подоконников, а т.ж. от вел , фор и распол окон, что учитывется в геометр и светохим м-дах исслед-ия.

Геометрические :

Свет коэф-это отношение площади застекл части окон к площади пола данного помещения.(д\операц, родовых, смотровых, перевязочн, лабор, учебн помещ – 1:4-1:5, д\палат, каб вр, манипуляционный, стерилизац, помещ дневн пребыв вр, дет дошкольн учережд – 1:5-1:6).

Коэф заглубления – отношение расстояния от пола до верхнего края окна к глубине помещения, т е расст от светонесущей до противоположной стены.(не больше 2.5)

Угол падения показ под каким углом лучи света падают на гор рабоч пов .(не менее 27гр).

Угол отверстия дает представление о величине видимой части небосвода, освещающего рабочее место (не менее 5гр).

! оценка углов падения д проводиться по отношению к самым удаленным от окна раб-им местам.

Светотехнические :

Коэфф ест освещ-ти – этовыраж-ое в % отношение вел ест освещ-ти гориз раб пов-ти внутри помещ-ия к отдельной в тот же самый момент освещ-ти под открытым небосводом при рассеяном освещении (люксметр Ю-116 5-100000люкс).

Виды Е.О.:1 боковое, 2 верхнее, 3 комбонир

Искусств освещ осущ-ся светильниками общего и местного освещения. Свет-к сост из источн И.О. (лампы) и осветительной арматуры. Лампы: накаливания и люминесцентные (в завис от состава люминофора – Л дневн света, Белого света, Холодно-белого света, тепло-белого света, Л с улучшеной светопередачей).

«+» люм ламп:-создают рассеяный свет, -не дают резких теней, -хар-ся малой яркостью, -не облад слепящ д-ием.

«-»наруш цветоперидачи, -создание ощущ сумеречности при низкой освещ-ти, -появление монотон шума во вр их работы.

При исп ламп накаливания рекоменд устан-ть их в светильниеи рассеив-го типа.

! Кол и мощ-ть ламп выбир так, ч\б ур освещ соотв ГН.

Виды И.О. по функц назначению:

1 рабочее, обяз-е О д\всех производ-х помещ-й

2 аварийное, д\поддержработы в тех ситуациях, когда внезапное отключ О м привести к наруш технич процесса, к возник взрыва, пожара, отравл людей.

(миним О 5%)

3 эвакуационное, д\обеспеч эвакуац людей при авариях (лестницы, проходы, не менее 0.5 люкс)

4 Охранное, вдоль границ терр охран-х персоналом (0.5 люкс)

5 сигнальное, д\фиксации границ опасных зон.

Общ Г треб-я:

· достаточн по интенс-ти

· равном распред по помещ

· пост в теч суток

· отсут импульсации светового потока

· д обеспеч-ть остроту зрения

· д обеспеч скорость различения деталей а доли сек

· д обеспеч дост-ю устойчивость ясности видения – этоспособ глаза удерж-ть отчетливое видение разглядываемого предмета.

! ГН зависят от:

1. Класса работ по степени точности:

· Работа наивысш точности–размер обьекта различения мен 0.15

· Р очень выс точ –0.15-0.3мм

· Р высок точ – 0.3-0.5мм

· Р сред точ – 0.5-1мм

· Р малой точ – 1-5 мм

· Р груб точ – более5мм

2. Контраст обьекта с фоном

3. разновидности источника И.О.

4. Разновидности светильника

5. Систем производ-го освещения

2 …….

3 Г треб-я к источникам ВСн Соблюдение национальных стандартов качества питьевой воды должно обеспечить безопасность водоснабжения. Правильный выбор водоисточника имеет первостепенное значение для обеспечения безопасного питьевого водоснабжения.Ист-ком воды для систем хозяйственно-питьевого вод-ния могут быть поверхностные водные объекты (Проточные-реки,искусстве нные каналы; Стоячие-озера пруды,до ждевые стоки, водохранилища) и запасы подземных вод (грунтовые, межпластовые напорные и безнапорные). Выбор водоисточников всегда должен начинаться с экспертной оценки в возможности использования подземных вод для нужд централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

4 Охрана здоровья ЛС, обслуживающего Рак вооружение ВМФ.

Скачать полную версию шпаргалки [46,1 Кб]   Информация о работе